Узбекские тюбетейки. Бухара

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана.
Мы подходим к стенду со сверкающими бухарскими тюбетейками. Квадратные, с плоским верхом, они украшены богатой вышивкой золотыми нитями. Узор настолько рельефен, что светлое золото причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такая тюбетейка безусловно, для праздников, в будни носили тюбетейки попроще.

(Посетителям из Узбекистана: 1 Мб фотографий вне Tas-IX!)

В любом регионе тюбетейки делятся на женские, мужские, детские и для пожилых людей. Женщины старшего возраста тюбетейки не носят, их головной убор – платок. Золотом вышивают только женские и детские тюбетейки, причем мальчикам разрешается носить такую тюбетейку лет до десяти, да и то, только по праздникам.

А вот зеленая бархатная тюбетейка для пожилого жителя Бухары. Они бывают не только зелеными, но и черными, глубоко-фиолетовыми и темно-бордовыми. За ней виднеется праздничный головной убор, похожий на корону или кокошник, который женщины одевают под покрывало.

Справа, с краю, круглая бухарская женская тюбетейка, вышитая золотом. Такие тюбетейки были в моде у бухарских женщин в средние века.

А вот здесь на втором плане – бархатная женская бухарская тюбетейка с золотым шитьем. Об всех этих деталях нам рассказывает автор этих работ, молодой мастер из города Кагана Бухарской области, Нилуфар Абдуллаева. И как раз приходит время задать ей вопрос: Почему здесь, среди бухарских тюбетеек, находится кашкадарьинская «гилам дуппи»(она на первом плане)

Оказывается, тюбетеечных дел мастер Нилуфар Абдуллаева шьет не только бухарские традиционные тюбетейки. Она несколько лет изучала приемы и техники создания тюбетеек самых разных регионов Узбекистана. И в коллекции её работ есть практически все, и не только узбекские, но и тюбетейки других народов, проживающих в Узбекистане: таджикские, афганские, казахские и даже уникальные тюбетейки, которые носили испокон веков евреи, осевшие на территории Средней Азии.

Мы попросили Нилуфар показать нам её работы в разных стилях.

Классическая тюбетейка «ироки» из Ферганской долины. Она вышита крестом и полукрестом и на белом фоне несет цветы (цветущий урюк и анор – гранат). Змеевидная дорожка крест-накрест – это традиционный “илон изи” (след змеи). Несет функцию оберега от злых сил.

А вот занятная тюбетейка, которую чаще можно встретить в Самарканде, где традиционно много таджиков. Она выполнена строгим геометрическим орнаментом в виде множества бегущих дорожек. Еще один вид таджикской тюбетейки на предыдущей фотографии, сразу за ферганской.

Исследованием современных тюбетеек Нилуфар не ограничилась. Много времени она провела в самых различных музеях декоративно-прикладного искусства Узбекистана. И составила для себя целый альбом фотографий старинных тюбетеек. По этим фотографиям, мастерица воссоздала многие из них.

Нилуфар пригласила нас к застекленному стенду, где на куске бархата тускло сияли настоящие средневековые бухарские тюбетейки, музейные экспонаты.

Уникальна зеленая бархатная тюбетейка для пожилых мужчин. Ей более 100 лет. Но не в этом дело, под стеклом есть тюбетейки в три-четыре раза старше. По поверхности тюбетейки в определенных местах нашиты серебряные детали сложной формы. Так вот эта тюбетейка – лечебная. Серебро воздействует на человека, одевшего её, и не дает проявиться головной боли, болезням сосудов, повыситься давлению и вообще препятствует множеству болячек, свойственных пожилым людям.

Нилуфар Абдуллаева шьет не только тюбетейки, она создает целые ансамбли одежды. И это не карнавальные костюмы, это одежда для повседневного ношения. Так, на фотографии, справа, налево:

Костюм в светлых тонах подойдет молодой девушке на выданье. В таком можно и на учебу выйти, и в гости отправиться.

Центральное бархатное платье – современная нарядная одежда для женщины бальзаковского возраста. Оно выгодно оттенит зрелые пышные формы. В таком не стыдно пойти на свадьбу или погулять в праздник. Особенно интересен здесь головной убор. Это шапочка с мешочком для кос. Эту модель Нилуфар воссоздала по средневековому музейному экземпляру. Такую шапочку носили пожилые женщины в Бухаре много веков назад.

Третий комплект – подойдет для молодой замужней женщины. В таком костюме и в офисе появиться прилично и вечерком на популярный концерт сходить. Пиджак на первый взгляд кажется целиком вышитым. Но нет! Это особая технология ткачества, близкая к созданию гобеленов, поверх которого уже накладывается особым способом узор. Эту технику Нилуфар Абдуллаева восстанавливала также по фрагментам музейных экспонатов.

Вблизи фактура пиджака поражает своим объемом и сочностью красок.

Нилуфар очень молода и в моем представлении больше похожа на выпускницу престижного института, а не хранительницу древнего мастерства. Я спросила её, о том, как она стала мастером. И история появления Нилуфар Абдуллаевой в своей уникальной профессии, не менее удивительна, чем её работы.

Девочка из интеллигентной городской семьи, после окончания школы неожиданно проявила интерес к мастерству создания тюбетеек. Так как учебных заведений такого рода нет, она отправилась к знаменитому старому мастеру в Бухаре, и попросилась в ученицы. Старый бухарский еврей, шивший тюбетейки более полувека, наверное подумал «что все проходит», но тем не менее принял талантливую девочку в свои подмастерья. Так прошла Нилуфар настоящую школу и стала мастером. Ведь у нас, в Узбекистане, мастер тюбетеек лишь тот, кто учился у мастера, и кому мастер сказал: «Теперь ты можешь работать сам.»

Родители предложили Нилуфар все-таки получить высшее образование, и она закончила Ташкентский Текстильный институт по специальности дизайн одежды. Во время учебы Нилуфар не на миг не оставляла шитье тюбетеек и во всех её институтских работах , красной нитью проходят национальные техники, элементы и узоры.

Вот таких два восточных бухарских чуда были на выставке: невероятной красоты и утонченности тюбетейки и, не менее прекрасная мастерица. А «нилуфар» по-узбекски значит «лотос», символ красоты и чистоты.

Я напоследок спросила Нилуфар, где можно приобрести её работы. На что она объяснила, что у неё есть маленькая мастерская в Кагане, и что работает она в основном под заказ. И подумалось, как все таки хорошо, что в Узбекистане популярна национальная одежда. И что спрос на неё позволяет развиваться дару такого удивительного и глубокого мастера, как Нилуфар Абдуллаева.


Андижанские тюбетейки

Живая энциклопедия тюбетеек от мастера Нилуфар Абдуллаевой

Каракалпакские тюбетейки

Кашкадарьинские тюбетейки

Комментирование закрыто.