Изобразительное искусство Узбекистана. Заполнить пробел.

Узбекская школа живописи, условно именуемая «беньковской» – яркий и многогранный пласт в истории искусств. Сотни имен узбекских художников хорошо известны искусствоведам всего мира. И живущие в Узбекистане знают своих мастеров по работам в многочисленных галереях и выставочных залах.
Однако сегодня, когда Интернет стал самым популярным источником информации, становится заметно, что изобразительное искусство Узбекистана – белое пятно во Всемирной сети.
(Вниманию посетителям из Узбекистана! Текст содержит 1Мб фотографий, размещенных вне зоны Tas-IX)  И задачу, показать сетевому сообществу наше уникальное художественное пространство, взял на себя Председатель Академии художеств Узбекистана, мастер кисти, Турсунали Кузиев. Человек энциклопедических знаний и высочайшей энергетики, он объединил вокруг себя ведущих Интернет-журналистов Узбекистана.
Ведь решение не в том, чтобы разместить на сайте Академии художеств биографии и виртуальные галереи наших известных мастеров. Это совсем не сложно. Но гораздо важнее показать творчество узбекских художников через ощущение и восприятие мастеров слова, работающих в Интернете. Рассказать об удивительных людях, имена которых словно сверкающие мозаичные фрагменты складываются в прекрасное восточное панно узбекской художественной школы.
Мы встретились с Турсунали Кузиевым в Галерее изобразительного искусства Чорсу в Самарканде.

Здание галереи заслуживает отдельного рассказа. Непосвященному посетителю  может показаться, что шестигранное сооружение с лазоревым куполом  несло изначально религиозную функцию. Однако нет!

Построенное в 18-м веке купольное сооружение, рядом с Регистаном, смысл имело совершенно практический. Это был деловой центр города, торговый купол, под сенью которого кипела торговая жизнь. Наиболее известны такие торговые купола – «токи́» в Бухаре, где они до сих пор остаются торговыми павильонами на перекрестьях дорог.
Слово «Чорсу» означает перекресток. И наш древний купол стоит ровно на перекрестье трех дорог, соединяющих Самарканд с Бухарой, Ташкентом и Шахрисабзом. Именно потому в торговом куполе 6 дверей. Каждая дверь выполнена мастерски узбекскими резчиками по дереву и сама по себе является произведением искусства.

В самом центре торгового купола, на мраморном полу обозначена точка. Именно она, эта пластина светлого мрамора является физическим центром древнего Самарканда.

Дошедшая до наших дней постройка является уже вторым куполом на этом месте. Более ранний купол «Туман акы» был выстроен в 15-м веке. Там традиционно  торговали головными уборами. В 18-м изношенное строение заменили новое – «Чорсу». За три века здание пришло в упадок. Пол купола Чорсу был скрыт под трехметровым культурным слоем. Тогда в 2004-2005 годах по специальному указу Президента Узбекистана торговый купол Чорсу был полностью восстановлен.
Сразу после реставрации, в куполе Чорсу открылась галерея искусств, которая никогда не пустует. Экспозиции сменяют одна другую : живопись, скульптура, графика, народные ремесла, предметы искусства, найденные в археологических раскопах.
Что особенно ценно, что в галерее Чорсу, можно не только познакомиться произведениями узбекских мастеров, но и встретить знаменитых узбекских художников.
Придя на мемориальную выставку самаркандского художника Андрея Киркиса, мы встретили известного узбекского живописца Аслиддина Исаева

(статья «В мастерской Аслиддина Исаева»)

Знаменитый самаркандский мастер графики, Нуриддин Калонов и Председатель Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиев

Турсунали Кузиев и известный ташкентский фотохудожник Рустам Шагаев

Нуриддин Калонов, Турсунали Кузиев, Аслиддин Исаев

Комментирование закрыто.