Информационно-компьютерные технологии и метод проектов

    Метод проектов ввел в мировую педагогическую практику американский педагог У.Киллпатрик. Что такое метод проектов? Это педагогическая технология, одна из форм проблемного обучения. С интеграцией информационно-компьютерных технологий в учебный процесс появилась уникальная возможность для развития метода проектов в этой области. Лидером в этом вопросе на сегодняшний день является программа Intel (при поддержке Microsoft ) «Обучение для будущего», в рамках которой разработано специальное  пособие по созданию учебно-методических проектов.

Однако творческий учитель может, воспользовавшись опытом тех, кто работал по этой технологии до него, развить и усовершенствовать этот метод.

Что такое проблемное обучение ?

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

В чем заключается метод проектов?

Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Энциклопедическое определение метода :

   Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.

Одна из важнейших задач образования в средней школе – не только научить и привить определенные навыки в соответствии с образовательным стандартом и интерес к предмету,  но и развить интерес к процессу получения знаний, развить творческое начало и инициативу. Привить навык анализа, систематизации, планирования и самообразования наконец.

Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект – это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы.  Особый интерес обычно представлют общественно значимые проекты.

Итак,  перейдем к конкретной форме реализации метода проектов + ИКТ технологий,  проанализируем и систематизируем этот процесс.

Кто участники?

Учитель и ученики

Учитель : Может быть преподавателем любого предмета, однако должен владеть базовыми навыками работы на компьютере. Именно от творческого потенциала учителя и  объема различных компьютерных навыков учителя будет зависеть форма реализации проекта. Возможны следующие варианты инструментов, которыми владеет учитель,  для проектной деятельности:

Самые элементарные навыки:

  • Поисковые системы Интернет (литература на бумажных носителях) + текстовый редактор(Word) или редактор презентаций(Power Point)
  • Поисковые системы (литература на бумажных носителях)  + инструментальные программы (тестмейкеры, компоновщики уроков, аниматоры, кроссмейкеры и др.)

Более сложные навыки:

  • Поисковые системы (литература на бумажных носителях)  + редактор публикаций (Publisher, Page Maker, Quark Express)
  • Поисковые системы (литература на бумажных носителях)  + средства разработки Веб-страниц (Dreamwever, Front Page, Publisher и др)

Навыки профессиональные (что тоже случается в учительской среде)

  • Поисковые системы (литература на бумажных носителях)  + среды программирования (HTML, Visual Basic, Flash и др.)

Ученики

В идеальном варианте, ученики должны иметь навыки работы на компьютере и Интернете в рамках школьного образовательного стандарта. Однако  практика показывает, что в условиях отсутствия современных компьютеров в школах, необходимыми навыками обладают единицы, те, кто имеет домашние компьютеры или посещают Интернет-кафе.

Выход из этой ситуации есть – ученики могут получать необходимые навыки во время работы над проектом – все это им объясняет в процессе работы учитель. Эти же навыки учитель продолжает совершенствовать вместе с учениками. Возможна ситуация, когда на определенном этапе ученики будут показывать новые технологические элементы, дети в плане обучения более пытливы и адаптивны.

С чего начать?

Необходимо,  чтобы учитель владел интерактивными методиками тренинга, в этом случае метод проектов будет более эффективным, чем проводимый в стандартной форме кружковой работы. Начать необходимо с обсуждения предполагаемых тем проектов, формулировок, этапов и плана работы. Это обсуждение можно провести в форме мозгового штурма, метода вопросов,  метода «Я сделаю это», метода алгоритмов, ролевой игры, или любой другой техники. Чаще наиболее эффективным является мозговой штурм.

Итак, сначала нужно выбрать тему проекта. Если ученики еще не готовы к самостоятельному выбору, учитель может распределить темы сам. Но даже в этом случае необходимо обсуждение содержания и формы реализации проекта. Причем обсуждение каждой темы должно происходить коллективно, всеми учениками. По принципу «Одна голова – хорошо, две – лучше».

Проект может выполнять каждый ученик индивидуально, а могут быть сформированы творческие группы (2-5учеников). Это зависит и от количества компьютеров, и от особенностей и способностей участников проекта.

Планирование работы.

После определения темы и формы проекта, в процессе обсуждения определяются этапы выполнения каждого проекта и устанавливаются сроки выполнения. По окончании каждого срока проводится обсуждение предварительных результатов. График работы над каждым проектом желательно вывесить по месту проведения занятий.

Время занятий

Метод проектов может быть реализован:

  • во время кружковой работы согласно расписанию
  • в домашних условиях, если ученик имеет компьютер и Интернет, необходимо только установить время консультаций
  • во время урока, если ученики успевают осваивать основную программу и остается время для дополнительных форм работы
  • во время факультативных занятий, которые ставятся непосредственно в учебное расписание

Темы проектов

Темы проектов можно выбирать:

Социально значимые

Направленные на углубление изучения основной программы

Темы, расширяющие кругозор учеников в рамках основных тем обучения

Разработка электронных средств обучения по основной школьной программе

Творческие разработки  художественного содержания

Познавательные, из серии «Для любознательных»

И др…

Все зависит от интересов и фантазии учеников и учителя. Однако не стоит забывать, что любая тема проекта хороша, если он своевременна. То есть по содержанию находится в рамках изучаемой в данное время темы по предмету.

Этапы выполнения проекта:

Проект может быть длительным или краткосрочным. Но любой проект содержит в себе 5 основных этапов :

  • выработка идеи и темы проекта
  • разработка плана и графика работы
  • поиск и анализ информации
  • непосредственно период творчества
  • реализация проекта при помощи ИКТ-технологий
  • анализ результатов и выводы
  • презентация проекта

Все эти этапы должны предварительно обсуждаться, выдерживаться по срокам и находиться под контролем и консультативной помощью учителя.

Метод проектов – принципиально отличная от других форм технология обучения. При использовании этого метода значительно повышается познавательная активность, интерес к предмету, углубляются и расширяются знания по предмету, прививается и совершенствуется навык самостоятельной работы. Но самое главное  – развиваются способности к исследовательской работе, анализу и творчеству, ученики сами учатся «добывать знания», что вряд ли возможно столь эффективно достичь при обучении каким-либо другим методом.

Классификация проектов :

w1.jpg

w2.jpg

w3.jpg

w4.jpg

w5.jpg

w6.jpg

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.